Оружие


НАГАЙКА

 

 

 

Казак без нагайки —

что монах без молитвы

Нагайкой владеешь —

силу имеешь

(казачьи поговорки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ланиты, витень, обоймица, долонь…

Нет, это не уменьшительно-ласкательная устаревшая лексика, а названия деталей нагайки —

старинного казачьего оружия, имевшего множество разновидностей и типов:

  • нагайка с ножом в черене (зализка)
  • плетка со «шлепком» для смягчения удара и знаменитый «волкобой» с зашитой в кончик пулей.

 

Впрочем, это не только оружие. Нагайка – честь и гордость настоящего казака, символ мужества и мастерства. Символ власти старшего.

В толковом словаре Даля дается следующее толкование этому слову: «НАГАЙКА (ж.) — ногайка, нагайская, татарская плеть, камчук; короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребит. у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен. Есть нагайки с ножом, в черене; нагайки со шлепком, чтобы смягчить удар, и с пулькою, которой бьют волков с коня».

Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия.

Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своему противнику). Всем известна роль нагайки (плети) в качестве орудия наказания провинившихся казаков, благодаря ее ударным качествам и свойствам.

Существует несколько версий возникновения нагайки. Одна из них связывает казачью плетку с именем хана Ногая, а точнее — с целым кочевым народом, названным в его честь.

Ногайцы, как и все кочевые народы юркско-монгольского корня, были скотоводами и страстными лошадниками, а потому пользовались плетками. У многих тюркских народов такая плеть называлась «камча».

Существует и другая версия, которая основывается на исторически сложившемся изменении способа ношения плети: не на поясе, кисти, локте и т. п., а за голенищем обуви, «у ноги».

Здесь уместно провести параллель со словом «нож» — ножной меч небольших размеров у древних славян, который также носили за голенищем.

 

 

СКИФСКОЕ НАСЛЕДСТВО

 

Если верить археологам, раньше всех на Дону плетями обзавелись скифы — еще в VI-IV вв. до нашей эры. По крайней мере, римский историк Геродот упоминает о сражении, где кнуты сыграли решающую роль. По его словам, скифы, вернувшись из очередного военного похода, увидели, что за время их отсутствия у оставленных жен родилось от рабов и даже успело вырасти целое поколение детей. Мало того, дети рабов чувствовали себя полновластными хозяевами в покинутых скифами стойбищах и признавать главенства вернувшихся не желали. Чтобы показать юнцам свое превосходство, скифы использовали против них только плети, одержав при этом полную победу.

Впрочем, боевая плеть, или, как ее назвали в старину, шелопуга, была серьезным оружием.

На конце толстого кнутовища, сплетенного, как правило, в двадцать косичек, закреплялся кусочек металла.

Результатом применения шелопуги были серьезные проникающие ранения.

С возникновением огнестрельного оружия боевые плети постепенно трансформировались уже в те нагайки, о которых у нас и пойдет речь.

 

 

 

ЖИЗНИ ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ

 

Для чего нужна плетка казаку? В степи – для коня, на работе – для подчиненных, работающих с ленцой, а в старые времена – и для воспитания домочадцев.

Казалось бы, просто плетка, несколько кусочков кожи, сплетенных меж собой. Однако, в каждом таком сплетении – целая жизнь, с ее радостями и печалями, миром и войной.

Вспомним строки Александра Пушкина:

«Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку».

 

Во все времена получить нагайку в подарок считалось особой честью. Дарилась она на свадьбе зятю тестем. Интересно, что в некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. В курене у нагайки было свое, почетное место: ей полагалось висеть на левом косяке двери в спальню.

До сих пор существует старинный обычай, когда в знак покорности или особого уважения нагайку бросали на порог к ногам входящего в дом гостя. Гость был обязан нагайку поднять, а радушного хозяина расцеловать. Если входящий переступал через нагайку – жди беды. Это означало, что гость затаил обиду на хозяина, провинившийся не прощен, а покорность его не угодна.

 

 

 

СИМВОЛ ВЛАСТИ И ДОСТОИНСТВА

 

По традиции нагайка для казака – символ власти и достоинства, знак Есаульца и Приставов на Кругу.

Вообще же она должна быть у каждого, от рядового казака до генерала.

Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева.

Кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака.

В сражениях, как правило, использовалась в силу поломки основного оружия. Однако, казак, хорошо владеющий нагайкой, мог не только скинуть противника с лошади, но и нанести ему ряд серьезных ранений или, к примеру, выбить из рук клинок.

 

 

Обучение технике владения нагайкой начиналось, когда казачонку исполнялось 8 лет.

В этом же возрасте мальчиков переселяли в мужскую половину куреня и приглашали на «беседы» в Казачий Круг.

Сначала казачонок учился работать с одной нагайкой, вращая ее вокруг себя в разных направлениях и плоскостях. При выполнении упражнений делался акцент на том, что глаза должны быть широко открыты (это позволяет четко видеть саму нагайк, и дает обзор), кроме того, при выполнении упражнений на скорость говорилось, что щеки при разворотах должны хлопать как парус на ветру.

Следующий этап обучения – работа с «загруженной» нагайкой (при этом вес «хлопунца» на кончике колебался от 20 до 50 гр.) Казачата раскручивали нагайку, стараясь не ударить себя самих. После того как упражнения с одной нагайкой были усвоены, переходили на две и увеличивали вес хлопунцов.

К 12 годам казачонок умел владеть нагайкой виртуозно.

 

 

 

СХЕМА ДЕТАЛЕЙ НАГАЙКИ

 

 

РУКОЯТКА – ДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАГАЙКИ:

 

1. хват — место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой

2. шалыга (оголовок) — металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда — конец рукоятки небольшого ножа-зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал

3. обоймица — состоит из темляка и завода

4. темляк — петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце

5. завод — малая петля, предназначена для продевания плети

6. укреп — сочленяет рукоять с плетью — кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони

7. зацеп — деталь, сочленяющая рукоять с плетью — металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети

8. долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней — расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа

 

ПЛЕТЬ — УДАРНАЯ ЧАСТЬ НАГАЙКИ:

 

9. махра — густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение — декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке

10. сарвень — кожаная оплетка ударной части — ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура-витеня

11. шлепок — окончание бьющей части плети — кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).

 

 

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЕРЫ И СООТНОШЕНИЯ:

 

длина рукояти/длина плети — 1-1,5/2

длина рукояти — 30-40 см (по руке — от локтевого сгиба до середины ладони)

толщина — по руке

длина плети — 45-55 см (по руке — вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращениии плеть не должна доставать до тела).

 

 

 

РАБОТА ТРАДИЦИОННЫМ ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ КАЗАКОВ

 

Существуют традиционные техники владения холодным оружием. Это обусловлено традицией конкретного народа, его культурой и территорией проживания.

К технике относится: траектории движения рук, положение частей тела относительно его осей и поверхности опоры, варианты работы в разнообразных стойках в зависимости от ситуации без потери эффективности выполняемых двигательных действий. Также к этому относят биомеханическую характеристику движений, функциональные возможности и варианты необходимой адаптации техники к различным условиям ведения схватки или тренировочного боя.

Все выше сказанное и является основанием, на котором формируются индивидуальные качества, присущие различным техникам, стилям, школам, и по которому можно судить о степени эффективности той или иной техники, а также выступает в роли критериев, по которым техники отличаются друг от друга.

Помимо описанных общих свойств существуют и индивидуальные особенности внутри каждой техники, школы или стиля. Это особенности техники и работы в зависимости от вида оружия, его характеристик, материала, из которого он изготовлен, технических возможностей оружия при его регрессивном сочетании с другими видами оружия.

 

 

 

«ЗДАРОВАЦЦА» ИЛИ НЕ СТОИТ?

 

Для того, чтобы в совершенстве овладеть традиционным казачьим оружием, чтобы нагайка или шашка стала продолжением руки казака, в обучении и тренировочных боях использовались элементы народных танцев и игр.

Такая техника со временем получила яркое название – «здаровацца».

Основным действием этой техники являлось шуточное рукопожатие-приветствие. Традиционно в технике «здаровацца» использовались восемь ударов. Наносились они двумя руками на двух уровнях: на уровне щек и на уровне почек. При этом траектория таких ударов в точности повторяла удар холодным оружием или нагайкой.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАГАЙКОЙ

 

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов:

1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель — оплетение или захват конечности/туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол

2) удар «шлепок» наносится концом сарвеня «шлепком», удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно

3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности.

 

 

 

ИЗЯЩЕСТВО МОЛНИИ

 

В наши дни искусство изготовления нагаек возрождается.

Но нагайка – не просто вид холодного оружия, это символ казачества, символ продолжения рода. Поэтому и подходить к ее изготовлению нужно с особым чувством. Приемы обработки кожи, техника плетения – все это передавалось из поколения в поколение. Делались нагайки из сыромятной кожи. Причем кожа должна быть все время во влажном состоянии после выделки, потому так и называется.

Вот как описывает технику изготовления нагайки потомственный казак Анатолий Герасименко: «Материалом служила говяжья кожа (обязательно сыромятная), сейчас можно брать ремни для швейных машинок с ножным приводом. Далее лоскут кожи распускался на 4 полосы — сверху вниз, постепенно становясь тоньше. Если кожа была достаточно твердая, то ее раскатывали ногами, дабы придать необходимую мягкость. Сам процесс изготовления начинали с ручки, в которую вставлялся конский волос или деревянная палочка, которая постепенно оплеталась нарезанными ремешками, в основание ручки обязательно выводилась петля поддержки — темляк. Далее различными способами плетения плели сервень, в который также вплетался конский волос, на конце делался кожаный карманчик, в который по традиции вшивалась пуля или другой груз. В конце ручка отделывалась бахромой и украшалась различными элементами, по желанию мастера и в зависимости от стиля».

Свои секреты и правила плетения были в каждой станице, у каждого мастера.

На Дону нагайку даже называли «длань» — продолжение руки, также сравнивали с молнией.

Зачастую в рукоять нагайки укладывалась специальная ладанка, в которой хранилась горсть земли из родной станицы. А в старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Свято верили казаки, что ладанка и в бою защитит, и в миру поможет. Верной спутницей-подругой была нагайка для казака, когда же казак умирал, рук ему никогда не скрещивали, укладывали по швам, по левую руку клали шашку, по правую – нагайку и уздечку.

 

 

 

ДОНСКАЯ И КУБАНСКАЯ НАГАЙКИ

 

 

Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и донской.

Главное различие между ними — в длине рукояток и способах крепления плетей.

У кубанской нагайки рукоятка небольшая — всего 15-20 см, при этом она заплетена в кожу и плавно переходит в плеть. Соотношение длины рукоятки и плети составляет примерно 1:3.

У донской, напротив, рукоятка длиннее — 30-40см, длина плети — 45-55см.

Эти различия предполагают и разные техники применения их в бою.

Кубанская нагайка хороша при нанесении щелчковых ударов, в донском типе нагайки подобные удары невозможны в принципе. Но донская нагайка, в свою очередь, «выигрывает» в технике, которая основывается на горизонтальном вращении плети вокруг неподвижной рукоятки.

А в остальном конструкция, примерно, одна: оплетенный кожей ствол – «хват», «шалыга» или оголовок, металлическая оковка конца рукоятки – «ударник» для ближнего боя, «обоймица», объединявшая в себе темляк и «завод» — петлю, удерживающую плеть в походном состоянии, «зацеп» — металлическое кольцо, соединяющее рукоять с плетью, «витень» – срединный шнур плети и «сарвень» – его оплетка. А на конце, разумеется, «шлепок» — небольшой кожаный мешочек, являющийся окончанием бьющей части плети. Как правило, в него закладывался груз для усиления удара. Есть, конечно, и частности: например, в обоймицу мог вкладываться небольшой нож.

К слову сказать, в древности нагайка имела две плетки. Одна использовалась для управления конем, другая — в бою. Таким образом, та плеть, которая не нужна была в данный момент, убиралась в завод, а нужная оставалась свободной.

Во все времена нагайка была не только знаком казачьего достоинства, но и своего рода табельным оружием. Согласно Указу Государя Императора Александра III от 24 августа 1885 г. «нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака».

Сегодня, с возрождением служилого «реестрового» казачества, незаслуженно забытых традиций, это старинное оружие снова возвращается в обиход. 

 

 

И правда, какой казак без шашки и нагайки?


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели