Казачьи клейноды и атрибутика

 

 

…У каждого народа есть свои символы, в которых как бы раскрывается его сущность — душа. Эти символы называются регалиями. Также регалии наделяют человека, которому они принадлежат, властью и являются священными.

У казаков также были свои регалии, которые могли символизировать атаманскую власть или дух, символику того или иного казачьего войска…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АТАМАН – с древнетюрского переводится как «отец мужчин». То есть: «ата» — отец, «ман» — мужчина.

 

Ермак Тимофеевич_200х242Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 г. – наказными, т. е. назначенными, с 1738 г. – вновь войсковыми) и походными.

Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (отделы), станицы, хутора, поселки (у сибирских городовых казаков).

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами – всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «На Дон Донским атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи, казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «атаманы-молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Богдан Хмельницкий_200х242На Украине войсковой атаман назывался ГЕТМАНОМ. Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в тоже время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию, где заседал атаман сотенный – первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствии его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века. Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинен гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами.

 

Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка

Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка

АВГУСТЕЙШИЙ АТАМАН ВСЕХ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК – почетное звание, присваивавшееся с 1827 г. наследнику-цесаревичу до его вступления на престол, или члену царствующей семьи Романовых. Это звание носили великие князья: Александр Николаевич (1827-1855), Николай Александрович (1855-1865), Александр Александрович (1865-1881), Николай Александрович (1881-1894), Георгий Александрович (1894-1899), Михаил Александрович (1899-1904), Алексей Николаевич (1914-1918).

 

 

АТАМАНСКАЯ САБЛЯ – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

 

БАШЛЫК – у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

 

БУНЧУК – длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце. Означал знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов, атаманов русского казачьего войска в XV-XVIII вв., знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Полковые бунчуки имели форму опушенных раздвоенных флажков с навершием.

 

БУЛАВА – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку. Длина ее была 50-80 см. Появилась булава в период неолита, она широко применялась на мусульманском Востоке. В античном мире использовалась значительно реже. Ее римская разновидность – клава – появилась во II веке. В Европе булава получила распространение в XIII в., на Руси использовалась в XIII-XVII вв., но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника. Булава с головкой шарообразной формы, разделенной на ребра-пластины, очень широко применялась в Средней Азии. У казаков булава (насека) существовала до начала XX в., а до XIX в. служила символом власти: ее носили турецкие паши, польские, а также казачьи станичные и поселковые атаманы в России. Княжеский шестопер был семейным оружием, передававшимся по наследству. Изготовленный мастерами в кузнице княжеского двора, он служи не только символом власти, но и отличным подспорьем в битве: оружие было прекрасно сбалансированным, легким. Легенды говорят, что во время сражений шестопер сам направлял руку хозяина и не подчинялся никому, кроме представителей княжеского рода. В XVII веке награждение булавой или ее разновидностями (пернач, шестопер и др.) было широко распространено. Известны, например, булавы боярина Милославского и украинского гетмана Богдана Хмельницкого, пернач князя Барятинского с надписью в честь победы русского войска над крымскими татарами. Гетманская булава являлась неотъемлемым атрибутом власти всех украинских гетманов. Изготовлялись булавы с большой роскошью: для их отделки применяли золото, серебро, изумруды.

 

ГЕРБ – в его изображении символически отображена история Войска, местные войсковые особенности.

 

ЗНАМЯ – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана).

 

КАЗНА – железный ящичек, ларец с казною – знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

 

КНИГА – тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, так называемые атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

 

КЛЕЙНОДЫ (клейноты) – от нем. kleinod, − сокровище, драгоценность, казачьи войсковые знаки, регалии или атрибуты атаманской или гетманской власти, казачьего войска (часто — драгоценные).

По летописям под клейнодами разумелись:

  • «хоронгва златописная», т. е. знамя (хоругвь) — символ войскового (и полкового) объединения. Обычно хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана)
  • бунчу́к — 3-аршинное украшенное древко с насаженными сверху конскими хвостами и двумя подвешенными на шнурах серебряными кистями. Знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме
  • булава́ — деревянный или серебряный жезл длиной в 3/4 арш. с вызолоченным и убранным драгоценными камнями шаром на конце. Символ военной власти, которой наделён атаман
  • па́лица — короткий жезл с вызолоченным шаром на конце — была украшена серебряными кольцами. Символ войскового судьи
  • большая серебряная гербовая печать
  • «котлы медные великие с добошем» — литавры
  • перна́ч — серебряная позолоченная булава, украшенная конским хвостом и перьями на шаре. Символ власти полковника
  • значки и трости с серебряными шарами на верхнем конце.

 

В разных казачьих войсках существовали некоторые отличия в предназначении и составе клейнодов. Так, например, войсковая печать, которой скреплялись все войсковые документы, была символом полномочий писаря в Войске Запорожском, а в Войске Донском печать (на рукояти или перстне) вручалась атаману при выборах.

 

Другие казачьи войска также имели знаки атаманского достоинства, но они не носили названия Клейноды.

 

 

 

ЛАВА – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся, главным образом, для охвата неприятеля с флангов и тыла. Один из тактических приемов, излюбленный боевой казачий строй. Это кавалерийская атака, в которой казаки размещались в неподдающемся никакой регламентации строе. В зависимости от обстановки лава могла быть то рассыпной, то сомкнутой, то производилась со спешиванием. Искусство маневрирования лавою заключалось в единстве действий всех, принимавших в ней участие, в умении принимать каждый замысел командира, а также в личной находчивости, ловкости, способности действовать самостоятельно каждого воина с одновременным выполнением общей задачи.

«Сверкали копья пик, краснели алые лампасы, слышен был страшный гик несущихся всадников. Казаки были везде, их тонкий фронт был широк, что не хватало полков ударить на них».

 

 

 

ПОГОНЫ – часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

 

ЛАМПАС – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался (у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).

 

МАЙДАН – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий Круг.

 

МАЯК – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.

 

МЕДАЛЬ – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте — имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

 

НАГАЙКА – короткая конская плеть – оружие. Знак есаульца и пристава на Кругу. В повседневной жизни – знак власти у полноправного женатого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга и Совета стариков.

 

НАДЕЛ – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста.

 

НАМЕТ – казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади.

 

НАСЕКА – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

 

ПОСОХ – являлся символом старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опёршись на посох. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение

 

ПАЙ – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имевшегося земельного фонда.

 

ПЕЧАТЬ – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

 

ПИКА – боевой наконечник стальной, четырехгранный, переходит в коническую трубку, которой он насажен на древко. Древко – деревянное, окрашенное. В Лейб-гвардии казачьем полку, Черноморском и Крымско-Татарском эскадронах древко окрашивалось в красный цвет, в Лейб-гвардии уральской сотне и Лейб-гвардии атаманском полку — в светло-синий цвет, в других казачьих частях – по цвету мундиров, в синий или зеленый цвет. В верхней части древка имеется утолщение, на которое насажен наконечник. Подтока нет. На нижнем закругленном конце древка имеется ножник – ременная петля для продевания ноги всадника. Длина – около 3400 мм, длина наконечника с трубкой – около 250 мм, диаметр древка – 36 см, масса – 2300 г.

 

ПРИСЯГА – торжественно обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства.

 

САБЛЯ – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала до 1,1 метра, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия.

 

СИМВОЛЫ-УКРАШЕНИЯ:

СЕРЬГИ (у мужчин) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального языческого древнего оберега играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь;

КОЛЬЦА. Мужчины-казаки, как правило, колец не носили. Так что, это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда). два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо – умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладанке).

 

ШАПКА – шилась по специальному образцу. Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем – фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости – не казаки – должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало – семья находится под защитой Бога и общины.

 

ШАШКА – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7-0,9 м, ширина – до 40 мм, вес с ножнами – до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концов. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу, казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников-мужчин, шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели