Августовская икона Божией Матери

 

 

 

 

 

 

ТРОПА́РЬ

ГЛАС 4

 

Дне́сь притеце́м, ве́рнии, к Цари́це Богоматери,

осеня́еми Пречи́стыя Де́вы О́бразом,

на возду́се ру́сским во́ином явле́нным и путь побе́ды указа́вшим,

с ве́рою к Ней взыва́вшим: «О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,

во́инство христолюби́вое укрепи́, зе́млю Ру́сскую и лю́ди ея́ заступи́,

от ви́димых и неви́димых враг защи́ти и спаси́ ду́ши на́ша!»

 

 

 

КОНДА́К

ГЛАС 4

 

Дне́сь, ве́рнии лю́дие, све́тло почти́м Пречи́стыя Богома́тере

пречу́дное явле́ние, пода́вшей во́ином в ве́ре правосла́вной укрепле́ние,

от сме́рти, ран и вся́ких лю́тых свобожде́ние,

и к Тоя́ честно́му О́бразу, зову́ще, припаде́м:

«Ра́дуйся, Богоро́дице Де́во Преблагослове́нная,

зе́млю Ру́сскую от вра́жеского обстоя́ния избавля́ющая!»

 

 

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

 

 

МОЛИТВА

 

О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, — тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой — Державу Российскую — до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, — и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.

 

 

 

 

АКА́ФИСТ

 

 

 

 

Икона Божией Матери «Августовская» (или «Августовская победа», «Явление Богоматери русскому отряду», «Свеча Августовская»), а точное ее название – «Образ Пресвятыя Богородицы Августовской, явленной героям-воинам», написана по указанию императора-Страстотерпца Николая II и по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества – казаков и кирасиров — от неминуемой гибели.

По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.

Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.

 

25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне на территории Восточной Польши) театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально: “…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».

 

Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».

 

«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».

 

В «Донских епархиальных ведомостях» за 1914 год были помещены рассказы приехавшего с театра военных действий пастыря отца В.». Они перепечатывались позднее и другими журналами. Священник, в частности, вспоминал: «Еще недавно несколько рот солдат удостоверяли, что они ясно видели Божию Матерь и Николая Чудотворца, молящихся на воздухе.
Сестра милосердия одного из передовых отрядов рассказала мне следующий знаменательный случай: «Однажды под утро в наш лазарет приходит бледный и дрожащий солдатик.
— Что с тобой? Ты ранен?
— Нет.
— Болен?
— Нет.
— Что же произошло с тобой? Зачем ты сюда пришел? Странное и небывалое явление. Пришел в лазарет солдат не раненый, а совершенно здоровый.
— У вас не найдется ли местечка, чтобы мне отдохнуть?
— Да что случилось с тобой?
— А я был на передовых позициях. Наша рота попала под перекрестный огонь. Ну, а немец-то снарядов не жалеет. Пострелял я этак часика два-три, а товарищи один за другим так и отдают Богу душу. Потом смотрю кругом — и никого уж и нет. Из целой роты остался лишь я один. И такой ужас напал на меня. Думаю: вот придут немцы, захватят меня и будут издеваться надо мной — одна погибель… Как бы, думаю, спастись от них? Вижу, а сбоку-то от меня целая гора тел товарищей моих. Взял я да, не долго думая, и залез в эту гору, схоронился между мертвых товарищей своих…Пролежал я так до глубокой ночи, пока совсем темно не стало. Потом вылез и решил идти к своим. Только я хотел идти, как вижу свет. Смотрю, а по полю идет Сама Божия Матерь. Подходит Она к моим мертвым товарищам и каждому на голову надевает венец. Было совершенно темно, венцы-то эти светились…Я совершенно остолбенел и не мог двинуться с места. Потом Божия Матерь подошла ко мне и, указывая на север, сказала:
— Иди туда к своим. Не бойся. Смело иди по этому пути. Никто тебя не заденет…
Я пошел по указанному пути. Сражение ночью не смолкало. Кругом летали пули, но ни одна меня не задела. Никто меня не тронул, и вот я пришел сюда. Я не могу сейчас ничего сделать. Дайте мне отдохнуть…
Ну, конечно, накормили его и дали ему отдых».

 

СОВРЕМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ОТРАЖЕННОЕ В АКАФИСТЕ

 

г. Урай Тюменской области.

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

 

«Одна прихожанка приехала к своему сыну в Чечню, зашла на командный пункт. Там было много ребят и с ними командир. Мать сыну сказала: «Сынок, я привезла тебе горячих пирожков». Вмешался в разговор командир: «Здесь, на пункте, шумно, идите в лесок, там поговорите и поедите». И рукой показал, куда им идти. Они ушли. Через какое-то время подошел к ним командир и сказал: «Здесь война, матери длительное время нельзя здесь находиться, провожай ее домой, а сам иди на пункт». Срок службы кончился, и парень приехал домой. Собрались родственники, и сын матери сказал: «Мама, когда ты ко мне приезжала в Чечню, я тебя проводил, сам пошел на пункт, а там чеченцы всех наших ребят вырезали ножами, и командира». Мать ему сказала, что к нему не приезжала, а он ей: «Мы ели в лесу горячие пирожки…». Тогда родственники подтвердили, что мать к нему не ездила. И все поняли, что это была Пресвятая Богородица. Его мать молилась почти каждый день в течение двух лет Богородице пред иконой «Августовская Победа» в храме. И Сама Богородица увела ее сына в лес, чтобы спасти от смерти. Командир к ним в лес приходил – это, может быть, ангел-хранитель был или какой-нибудь святой».

 

Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками, и вновь радуют сердца прихожан и паломников.

По распоряжению Государя Императора Святейшим Синодом было заведено дело «О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом». Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».

Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.

Таких святынь осталось около 50-ти в мире…

28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи.

Празднование установлено совершать 1/14 сентября

 

 

 

 

 

 

КНИГА

Книга об Августовском Образе Божией Матери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели